108 прочитайте предложения исправьте ошибки связанные с речевой избыточностью

Заимствованные слова в современном русском языкеЗаимствованными являются слова, пришедшие в русский язык из других языков на разных этапах его развития. Причиной заимствования являются тесные экономические, политические, культурные и иные связи между народами. Осваиваясь в чужом для них русском языке, заимствованные слова претерпевают смысловые, фонетические, морфологические изменения, изменения в морфемном составе. Некоторые слова (школа, кровать, парус, батон, люстра, клуб) освоены полностью и живут по законам русского языка (то есть изменяются и ведут себя в предложениях как исконно русские слова), а некоторые сохраняют черты заимствования (то есть не изменяются и не выступают в качестве согласуемых слов), как, например, несклоняемые имена существительные (авеню, кимоно, суши, хокку, курабъе). Выделяются заимствования: 1) из славянских языков (старославянского, чешского, польского, украинского и др.), 2) из неславянских языков (скандинавских, финно-угорских, тюркских, германских и др.). Так, из польского языка заимствованы слова: вензель, гусар, мазурка, мещанин, опека, отвага, повидло, позволить, полковник, пуля, пончик, рисовать, сбруя; из чешского языка: полька (танец), колготки, робот; из украинского языка: борщ, бублик, детвора, хлебороб, школяр, бричка. Из немецкого языка пришли слова: бутерброд, галстук, графин, шляпа, пакет, контора, процент, акция, агент, лагерь, штаб, командир, верстак, фуганок, никель, картофель, лук. Из голландского языка заимствованы морские термины:, гавань, вымпел, койка, матрос, рея, руль, флот, Флаг, штурман, шлюпка, балласт. Значительный след в русской лексике оставил французский язык. Из него в русский язык вошли слова бытового назначения: костюм, жакет, блуза, браслет, этаж, мебель, кабинет, буфет, салон, туалет, люстра, абажур, сервиз, бульон, котлета, крем; военные термины: капитан, сержант, артиллерия, атака, марш, салют, гарнизон, сапёр, десант, эскадра; слова из области искусства: партер, пьеса, актёр, антракт, сюжет, репертуар, балет, жанр, роль, эстрада. В последнее десятилетие, в связи с развитием компьютерной техники, в русский язык вошло большое количеств слов, заимствованных из английского языка: дискет драйвер, конвертор, курсор, файл. Стали активнее употребляться заимствованные слова, отражающие изменения экономической и общественно-политической жизни страны: саммит, референдум, эмбарго, баррель, экю, доллар.

Добро- окончание «о», значит средний род

Потому что он внимательно вглядывался в природу

У [у]<span> — гласный, безударный</span>
л [л]<span> — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный</span>
ы [`ы]<span> — гласный, ударный</span>
б [п]<span> — согласный, твердый, глухой, парный</span>
к [к]<span> — согласный, твердый, глухой, парный</span>
а [а]<span> — гласный, безударный</span>

МОСКВИЧ И ПО ЭТОМУ ПРИМЕРУ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

1. Больные были немедленно госпитализированы.

2. В голове у него мелькнула мысль о побеге.

3. В институте разработаны новые методики  решения этой проблемы.

4. В своей биографии автор особенно подробно рассказал о своем детстве.

5. В стихах Есенина особую роль играют сравнения.

6. Желание побить рекорд заставило его усиленно тренироваться.

7. К сентябрю строительство объекта должно быть закончено.

8. На  конкретных примерах покажите своеобразие чеховского пейзажа.

9. Не забывайте  заботиться о младших.

10. Необходимо повысить уровень знаний учащихся.

11. Президент фирмы призвал всех к  сотрудничеству.

12. Это было по меньшей мере странно.

Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой.

2. По два-три раза в день ей приходилось приходить к ее больной матери.

3. У него очень беден словарный запас слов родного языка.

4. Чинезелли то и дело преподносил публике новые цирковые новинки.

5. Каждый из присутствовавших на той памятной встрече был своеобразен по-своему.

6. В нашей телепередаче вас ожидает много неожиданных сюрпризов.

Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1) Решение руководства одобряется подчиненными целиком и полностью.

2) Пресса высоко позитивно отзывается о прошедших выборах.

3) В бюро по трудоустройству можно узнать о свободных вакансиях. 4) В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

5) В конечном итоге лучшей оказалась группа пятого курса.

пример Для выполнения задания необходимо не больше часа времени. – Для выполнения задания необходимо не больше часа.

Двадцать первое ноября

     Классная работа

Трудные случаи лексической сочетаемости

I.                   Слово учителя.

На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:

Словом можно убить,
Словом можно спасти, 
Словом можно полки за собой повести.

Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.

II.    Фронтальный опрос.

·        Ребята, давайте вспомним, что же такое лексикология?

·        Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?

·        В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?

·        Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?

III.             Работа по теме урока.

1.      Слово учителя о лексической сочетаемости слов.

Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом.

   Лексическая сочетаемость словэто их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.

Например, словосочетание «бархатный сезон» (осенние месяцы — сентябрь, октябрь — на юге). Но нельзя сказать: «бархатная осень», к примеру.

Свободная сочетаемость слова — это его способность вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла: деревянный пол (ящик, шкаф, забор и т. д.); складывать вещи (книги, одежду, игрушки и т. д.).

Несвободная сочетаемость — это способность слов вступать в сочетания лишь с ограниченным количеством слов: карие глаза, закадычный друг, заклятый враг, одержать победу.

2.     Чтение теоретического материала (упр. 105, с.68 – 69).

3.     Тренировочные задания.

1)    Выполните в тетради упр. 106 (1 – 5).

2)    Практическое упражнение (устно).Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой тишина
6. склонить преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить повысить УРОВЕНЬ
10. одержать потерпеть ПОБЕДУ

3)    Исправьте ошибки. В тетрадь выпишите слово, которое нужно исправить, а в скобках – верное слово.

1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.

2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.

3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.

4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.

5. В этот раз спортсменку преследовала удача.

    6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.

7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.

4.     Слово учителя о речевой избыточности.

Речевая избыточность, или многословие, — это лексическая ошибка, нарушающая точность выражения мысли:

тавтология— сочетание однокоренных слов, повторение уже выраженного  смысла: спроектировать проект, проливной ливень и т. д.;

плеоназм — сочетание слов, одно из которых уже содержит значение другого: первая премьера, тёмный мрак и т. д.

5.     Тренировочное задание.

Выполните упр. 108 (1 – 5 – устно, 6 – 10 – письменно). Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).

IV. Подведение итогов урока.

Итак, друзья, чему был посвящен наш урок?

 Подводя итоги урока, хотелось бы пожелать, чтобы вы  постоянно пополняли свой словарный запас, пользовались грамотно словами  и чаще обращались к сокровищнице русского языка – художественной литературе.

V. Домашнее задание

1.     Повторите пар. 11.

2.     Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/rerarokize.

Возможно, вам также будет интересно:

  • 1078036 ошибка на поло седан
  • 1073 ошибка в командной строке
  • 107 установите к какому типу относятся следующие ошибки
  • 1068 ошибка не удалось запустить дочернюю службу звук
  • 1068 код ошибки windows 7

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии